Федеральные государственные образовательные стандарты
По указанным ниже ссылкам можно ознакомиться с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, начального общего образования, начального общего образования для детей с ОВЗ, основного общего образования, которые реализуются в МОУ Скнятиновской ООШ.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
С 1 сентября 2023 г. все образовательные организации работают по ФОП НОО и ФОП ООО:
ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации. Это значит, где бы ни жил ребёнок, в Москве, Калининграде или Владивостоке, он везде будет получать примерно одинаковые знания.
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.
- Вариативность содержания образовательных программ. Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.
Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований. Эти нормы определяют общую структуру ФГОС и относятся ко всем видам стандартов образования.
- Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
- Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты.
С 2024-25 учебного года внесены изменения в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования.
Минпросвещения приняло новые поправки во ФГОС НОО и ООО обоих поколений. . Изменения будут вступать в действие в два этапа – с 01.09.2024 и 01.09.202г. Минпросвещения утвердило поправки в ФОП НОО, ООО и СОО, которые надо применять с 2024/25 и 2025/26 учебных годов. Изменения коснулись литературы, истории, обществознания, ОДНКНР и других предметов.
Изменения с 01.09.2024
ФОП НОО
В ФОП НОО по всему тексту заменили название предмета «Технология» на «Труд (технология)». Заменили рабочую программу по труду – незначительно скорректировали формулировки изучаемых тем.
В ФРП по физкультуре обновили модуль «Дзюдо» – подробно расписали изучаемые темы по классам и планируемые результаты освоения модуля. Добавили модули «Коньки», «Теннис», «Городошный спорт», «Гольф», «Биатлон», «Роллер спорт», «Скалолазание», «Спортивный туризм», «Хоккей на траве», «Ушу», «Чир спорт», «Перетягивание каната», «Бокс», «Танцевальный спорт», «Киокусинкай», «Тяжелая атлетика».
ФОП ООО
В ФОП ООО заменили рабочую программу по литературе. Добавили рекомендуемые формулировки и скорректировали перечень литературы, которую ученики должны изучить в рамках предмета. Например, добавили повесть К. Булычева «Сто лет тому вперед», стихотворения Р. Гамзатова «Журавли», «Мой Дагестан»
По всему тексту ФОП заменили название предмета «Технология» на «Труд (технология)». Также обновили рабочую программу по труду. При этом оставили деление на инвариантные и вариативные модули, сохранили их названия. Осталось неизменным и количество часов на изучение предмета, их распределение по годам.
В ФРП по физкультуре обновили модуль «Дзюдо» – подробно расписали изучаемые темы по классам и планируемые результаты освоения модуля. Добавили модули «Городошный спорт», «Гольф», «Биатлон», «Роллер спорт», «Скалолазание», «Спортивный туризм», «Хоккей на траве», «Ушу», «Чир спорт», «Перетягивание каната», «Компьютерный спорт», «Бокс», «Танцевальный спорт», «Киокусинкай», «Тяжелая атлетика».
Изменения с 01.09.2025
Новые нормы применяются при обучении школьников, которых зачислили на программы ООО и СОО, начиная с 2025/26 учебного года.
ФОП ООО
В ФОП ООО заменили рабочую программу по истории. Теперь общее число часов, рекомендованных на изучение предмета, составляет 476. В 5–8-х классах будет по три урока истории в неделю, а в 9-х – два. Убрали модуль «Введение в новейшую историю России» и добавили изучение истории нашего края.
Заменили рабочую программу по обществознанию. Теперь предмет будет изучаться только в 9-м классе, а не с 6-го по 9-й, как было в прошлой редакции ФРП. Количество часов осталось прежним – по часу в неделю при 34 учебных неделях.
Удалили рабочую программу по ОДНКНР.
Скорректировали федеральные учебные планы – удалили ОДНКНР и перераспределили часы между историей и обществознанием. Удалили упоминание о модуле «Введение в новейшую историю России».
Более детально со всеми Федеральныим госудаственными стандартами и нормативными документами вы можете ознакомиться на официальном сайте "Единое содержание общего образования".
Одним из приоритетов современного образования является переход на обновленные ФГОС и формирование функциональной грамотности обучающихся. Вы можете более подробно ознакомиться с этими направлениями на специализированном разделе нашего сайта "ФГОС. Функциональная грамотность".